Мемориальные
дома-музеи






В 1960–1970-х годах — период активного городского строительства — Музей Москвы провел серию экспедиций под названием «Экономика, культура, быт Москвы». Сотрудники музея знакомились с жителями старых домов, подлежащих сносу или расселению, и собирали в коллекцию предметы быта — посуду, домашнюю утварь, мебель, документы, фотографии. Параллельно со строительством проспекта Калинина в районе Арбат были проведены экспедиции, затронувшие среди прочего Собачью площадку — одну из самых известных арбатских площадей. Впоследствии Арбат подарил музею еще немало ценных экспонатов и архивов, став одним из источников пополнения коллекции текстиля.
Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967)
пианистка и преподаватель, создавшая в Москве систему музыкального образования «школа — училище — институт».

Ее квартира располагается в здании Российской академии музыки: здесь в 1895 году она вместе с сестрами Марией и Евгенией открыла школу, ставшую впоследствии высшим учебным заведением и получившую имя Гнесиных. Елена Фабиановна буквально жила на работе, в любое время принимала коллег и была погружена в учебную деятельность. После перелома ноги в 1950-х годах Гнесиной стало сложнее передвигаться, и по ее просьбе в кабинете соорудили специальный транслятор с динамиком, который передавал все происходящее в учебном зале.

Музей, открытый в 1969 году, полностью сохранил обстановку квартиры: портреты и автографы знаменитостей, расшитые сестрами скатерти и подушки, украшения и духи, кажется только что оставленные хозяйкой на туалетном столике.

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Бугаев, 1880–1934)
поэт и писатель Серебряного века, теоретик русского символизма.

Детство и молодость Белого прошли на Арбате, где он жил в квартире с родителями: ранние годы жизни, учеба в Поливановской гимназии, а затем по настоянию отца — на физико-математическом факультете Московского университета, написание и публикация первых произведений. В 1903–1907 годах здесь собирался кружок символистов «Аргонавты», лидером которого был сам Белый, а одним из участников — живший этажом ниже поэт Сергей Соловьев, племянник знаменитого философа Владимира Соловьева. Арбат времен Андрея Белого нашел отражение в его творчестве, в частности в романе «Москва».

В советское время квартира превратилась в коммуналку и лишь в 1987 году обрела статус музея. В 2000 году была открыта экспозиция, представляющая реконструкцию подлинного интерьера и личные вещи поэта.

Александр Николаевич Скрябин (1872–1915)
пианист и композитор, яркий представитель музыки символизма.

С Арбатом Скрябина связывают всего три года жизни: в 1912–1915 годах он занимал квартиру в особняке середины XIX века в Большом Николопесковском переулке. После внезапной смерти композитора от сепсиса здесь продолжала жить его гражданская жена Татьяна Шлёцер с семьей. Став хранителем скрябинского наследия и опасаясь превращения квартиры в коммуналку, в 1918 году Шлёцер инициировала создание музея. Обстановка, библиотека и рукописи Скрябина дошли до наших дней с некоторыми утратами.

Телефонная связь в Москве появилась в 1881 году. С 1901-го ее обеспечивало Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество, построившее первую в городе Центральную телефонную станцию в Милютинском переулке. Соединение с абонентом в те годы осуществлялось телефонистками — «барышнями» — вручную.

Все меняется в 1920-х годах: Моссовет принимает решение о строительстве районных автоматических телефонных станций (АТС). Архитектором В. В. Патеком был разработан типовой проект АТС в авангардной стилистике: в конце 1920-х по нему возводятся похожие друг на друга здания станций на Арбате, Большой Ордынке и Бакунинской улице.

«Прометей» — музыкальная поэма, написанная композитором Александром Скрябиным в 1908–1910 годах. Помимо партий для фортепиано, оркестра и хора, в произведении присутствует партия света — записанные с помощью нот световые эффекты.

Для исполнения светомузыкальных образов инженер Александр Мозер, друг Скрябина, помог ему создать «световой круг», оригинал которого сегодня можно увидеть в музее композитора на Арбате.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
один из главных отечественных поэтов и писателей первой половины XIX века.

Жизнь Лермонтова была коротка, но чрезвычайно продуктивна — буквально каждый год наполнен знаковыми событиями. В 1829–1832 годах он жил с бабушкой в арендованном особняке на Малой Молчановке. Здесь произошло его становление как поэта, были написаны десятки стихотворных текстов. До революции 1917 года дом сменил нескольких владельцев, а после был отдан под коммунальные квартиры.

Особняк стал музеем в 1981 году благодаря Ираклию Андроникову — исследователю и популяризатору творчества Лермонтова. Человек невероятного азарта, Андроников разыскивал рукописи, предметы, факты, истории и рассказывал о находках в текстах и выступлениях. С 1930-х годов он последовательно боролся за музеефикацию дома и реконструкцию обстановки, характерной для дворянского быта первой половины XIX века.


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)
один из главных отечественных поэтов и писателей первой половины XIX века.

Жизнь Лермонтова была коротка, но чрезвычайно продуктивна — буквально каждый год наполнен знаковыми событиями. В 1829–1832 годах он жил с бабушкой в арендованном особняке на Малой Молчановке. Здесь произошло его становление как поэта, были написаны десятки стихотворных текстов. До революции 1917 года дом сменил нескольких владельцев, а после был отдан под коммунальные квартиры.

Особняк стал музеем в 1981 году благодаря Ираклию Андроникову — исследователю и популяризатору творчества Лермонтова. Человек невероятного азарта, Андроников разыскивал рукописи, предметы, факты, истории и рассказывал о находках в текстах и выступлениях. С 1930-х годов он последовательно боролся за музеефикацию дома и реконструкцию обстановки, характерной для дворянского быта первой половины XIX века.


Марины Цветаевой
«Три женских имени осеняют рождение московского Дома-музея Марины Цветаевой: Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, Эсфирь Семеновна Красовская, Анастасия Ивановна Цветаева.

Старинный особняк по адресу Борисоглебский переулок, 6 (этому зданию теперь уже 160 лет), в нем — квартира № 3, где с 1914-го по 1922-й жила и создавала свои шедевры Марина Цветаева, — все это было под угрозой уничтожения, когда центр столицы перестраивался… С 1970-х годов Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, жившая в этом доме, героически боролась за то, чтобы сохранить его от сноса и разрушения и создать в этих стенах музей.

Заботы по восстановлению мемориальной квартиры поэта взяла на себя библиотека им. Н. А. Некрасова; отделом краеведения в 1980-е годы в ней заведовала Эсфирь Семеновна Красовская. Краеведы начали приводить в порядок дом, бывший уже почти руиной. В 1990 году был учрежден Культурный центр “Дом поэта Марины Цветаевой”, тогда же Эсфирь Семеновна стала его директором, но до того момента, когда музей открыл свои двери посетителям, прошло еще целых два года.

Собранные по крупицам мемориальные предметы, а также подобранные по описаниям аналоги составили основу коллекции. Источником бесценных свидетельств о том, как выглядела квартира во времена Марины Цветаевой, стала уникальная, сохранившая мельчайшие подробности память ее сестры — Анастасии Ивановны Цветаевой».

Эсфирь Красовская, первый директор Дома-музея Марины Цветаевой


Алексей Федорович Лосев (1893–1988)
— философ, религиозный мыслитель, переводчик и писатель. Почти пятьдесят лет, с 1941 по 1988 год, Лосев прожил на Арбате в доме № 33. Сегодня здесь располагаются специализированная научная библиотека и мемориальный музей, хранящие 11 тысяч собранных Лосевым книг — их передала Аза Алибековна Тахо-Годи, ученица и наследница философа.

Лосев был православным монахом в миру. В 1929 году вместе с женой Валентиной Соколовой он принял постриг под именем Андроник. С тех пор он неизменно носил черную шапочку наподобие ермолки или монашеской скуфьи. Согласно исследованиям Виктора Троицкого, старшего научного сотрудника Дома Лосева, Алексей Федорович мог стать прототипом Мастера в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Александра Сергеевича Пушкина
Мемориальная квартира Александра Сергеевича Пушкина на Арбате — единственный музей поэта в Москве. Место связано с историей женитьбы Пушкина на Наталье Гончаровой: здесь в 1831 году он устраивал с друзьями мальчишник, а после венчания давал свадебный обед. Чета Пушкиных прожила на Арбате три месяца, а затем уехала в Царское село.

В 1921 году в особняке разместился Окружной самодеятельный театр Красной армии, в худсовет которого входили режиссер Всеволод Мейерхольд и поэт Владимир Маяковский. Затем дом разделили на коммунальные квартиры.

Работы по музеефикации дома начались в 1970-х. Особняку начала XIX века были возвращены оригинальные планировки комнат, историческая геометрия дверей и окон, рисунок паркета. Обстановка, предметы и даже воспоминания об интерьерах пушкинской квартиры не сохранились, однако в экспозицию удалось заполучить мебель из имения Полотняный Завод, где росла Гончарова, и усадьбы Вяземских, близких друзей Пушкиных.