В первых апостольских правилах сказано не общаться в молитве и еде с неверными, то есть с нехристианами и представителями других религий. Еда напрямую связана с молитвой, потому что мы молимся перед началом трапезы, вовремя и после нее. Поэтому прихожане должны есть только из своей посуды, не смешивать ее с чужой. Для гостей в каждом доме есть отдельная посуда — хранят и моют ее тоже отдельно. Если старовер поужинает в кафе, например, то ему нужно попросить прощения за свои грехи и отмолиться. У федосеевцев еще строже законы: если они купят что-либо на рынке, то обязаны за еду семнадцать поклонов отмолить, потому что куплено не с христианских рук.
Церковный брак возможен только с единоверцем. Но жизнь показывает, что, к сожалению, не у всех так получается, потому что многие еще в школе знакомятся. Раньше старообрядческое население преимущественно было деревенским: староверы старались отдельно жить, дружили семьями, знакомились, заранее подбирали жениха и невесту своим детям. А в городе это невозможно, так что смешанных браков сейчас большое количество. В таких случаях есть свои ограничения. Например, если у мужчины жена не староверка, то он не может быть духовным отцом.
Сейчас мы все рассеяны по Москве, по России, а до революции среди старообрядцев был целый класс попечителей-меценатов. Постепенно их всех вырубили как врагов народа. Даже мой прадед из Лихославля (Тверская область) имел свою пекарню и булочную, но его раскулачили и все отобрали. Сейчас появляются бизнесмены со старообрядческими корнями, но у них уже нет такой связи с общиной. А ведь раньше все выдающиеся династии купеческие и предприниматели вырастали из общинного капитала. Наиболее грамотным и предприимчивым представителям общины давали беспроцентные кредиты, а они, раскрутившись, общине потом помогали.
Раньше в Преображенку постоянно люди приезжали со всей России учиться. Здесь был неофициальный центр старообрядческого образования. Но в советское время постепенно эти паломничества закончились. В нашем приходе сейчас людей достаточно, а вот федосеевской общине сложнее, потому что правила жестче.
С 1991 года я езжу в старообрядческие приходы в Пенсильвании. В Америке живет другая ветвь староверов. Они уехали еще до революции — тогда всех активно зазывали на местных шахтах работать. На церковнославянском там сейчас только старики говорят, а молодежь учит английский — конфликт поколений. Я жил там какое-то время и пытался между ними мосты настроить, но старики были настроены бескомпромиссно. Молодые люди не устраивают демонстраций, просто перестали ходить на службы. Там сейчас четыре поморских прихода полные икон и книг, но ходит туда две-три бабушки.
Интернетом мы официально пользоваться не запрещаем, ведь в церковных книгах про это ничего сказано быть не может. Ограничивать, конечно, надо, но совсем запретить невозможно. Книги ведь тоже бывают приличные и неприличные, но мы же не можем запретить читать книги. Так что просто дело совести. В пост мы и телевизор не включаем, и в театр не ходим.
Контрацепция в нашей среде осуждается, ведь заповедь «Плодитесь и размножайтесь» никто не отменял. Но понятно, что детей надо не только родить, их надо содержать. Раньше старообрядческий генофонд рос и сохранялся в деревне, потому что там детей было легче поднимать. На своей земле с голоду не умрешь, а в городе если потерял работу, то все.